Давыдов В.В. Психология

Давыдов Василий Васильевич   Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов.
   На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган — нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания).
   Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественно–историческую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов.
   К. Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: „...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю“ (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 189).
   Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, — это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественно–исторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного.
   Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа — перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактно–речевым мышлением).
   Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.).
   В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, „стволом“ всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.).
   Дифференциально–интеграционные процессы, превратившие психологию в „куст“ отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
   Исторический очерк.
   Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозно–мифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином „душа“). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): „Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь?“ Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие.
   Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что все–таки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, — это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное.
   Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты „О душе„, „Происхождение животных“ и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: „(Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным)“ (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 42).
   Предвидение — это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта.
   Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: „Ожидание относится к вещам будущим, память — к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет“ (Августин. Творения. Киев, 1900–1905, ч. 2, с. 302–303).
   В XVII–XVIII вв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р. Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т. Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIII в. была поставлена проблема различных уровней нервно–психической организации (Д. Дидро, П.Ж. Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К. Гельвеций).
   В психофизиологии XIX в. Г. Гельмгольц показал недостаточность анатомо–физиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют „бессознательные умозаключения“. Ч. Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В. Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии).
   На рубеже XIX–XX вв. сложился созданный З. Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XX в. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление — реакции речевого аппарата; чувство — реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 30–70 гг. сложилась научная школа Ж. Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э. Фромм и др.). Возникла так называемая „гуманистическая“ психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к „дегуманизации“ (А. Маслоу и др.).
   В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 20–30 гг. была разработана культурно–историческая теория психического развития человека (научная школа Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.). В научных школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н. Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и др.).
   Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научно–технической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики — функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико–информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико–математического аппарата, компьютеров и других средств.
   Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно–технический прогресс. Изучение проблем „искусственного интеллекта“, с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии.
   Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли „человеческого фактора“ в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития.
   Литература.
   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2–х тт. М., 1980.
   Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
   Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6–ти тт. М., 1982–1984.
   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2–х тт. М., 1983.
   Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.
   Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961.
   Экспериментальная психология: Пер. с фр. 1–5 тт. Ред.–сост. П. Фресс и Ж. Пиаже.
   Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
   Misiak H., Sexton V. History of Psychology. N.Y.–L., 1968.
   
   (Статью в авторской редакции предоставила Л.В. Берцфаи из семейного архива)

 



 

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]