Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон   Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана – 21.12.1956, Станфорд) — американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития.
   Прошел обучение в университете шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С. Холла (1903–1905, доктор философии, 1905). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос–Анджелеса. С 1910 г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912 г. по 1916 г. он — ассоциативный профессор, с 1916 г. по 1922 г. — профессор образования, а с 1922 г., до своей смерти, — профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета.
   Опубликовал более 200 работ.
   В 1916 г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу Бине–Симона, фактически создав новый тест, получивший название „шкалы Станфорд–Бине“ („The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet– Simon Intelligence Scale“, Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Станфорд–Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан.
   Вместе с К. Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей („Genetic Studies of Genius“, V. 1–4, Stanford, 1926–1948 (a.o)), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт — 180, Наполеон — 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность.
   По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление („Primary mental abilities“, „Psychometric Monographs“, 1938, N 1; „Factorial studies of intelligence“, „Psychol. Monogr.“, 1941, N 2).
   Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием („Concept Mastery Test“) („The gifted Child Grows up: Twenty–five Years Follow–up of a Superior Group“, Stanford, Calif., 1947 (совм. с Oden M.H.)), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности–феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам („Sex and Personality“, N.Y., 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья („Psychological Factors in marital Happiness“, 1938).
   Развивал математический метод факторного анализа. Литература.

 



 

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]