Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность.

Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген   Невротическое поведение мы рассматриваем как выученное поведение.
   Невротическое поведение является псевдоадаптивным.
   Важнейшие различия между динамической психотерапией или анализом, с одной стороны, и поведенческой терапией, с другой, заключаются в следующем:
   1. Динамическая психотерапия или анализ основаны на противоречивых теориях, которые не сформированы окончательно — поведенческая терапия основана на общей и дифференциальной теории, основанной на дедукциях, которые есть возможность проверять.
   2. Основаны на клинических наблюдениях, которые не подтверждены контролем или экспериментом — основана на экспериментальных исследованиях, которые планируются таким образом, чтобы можно было проверять основные посылки и производные дедукции.
   3. В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как проявления бессознательных комплексов — симптомы трактуются как неадаптивные условные реакции.
   4. Механизмом развития симптома выступает вытеснение — симптом основан на неправильном научении.
   5. Вариативность симптоматики связана с символикой вытеснения — связана с индивидуальным особенностями обусловливания, вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды.
   6. Процесс лечения опирается на историю болезни — излечение опирается на актуальные привычки, и обращение к истории в большинстве случаев излишне.
   7. Лечение будет успешным, если удастся обнаружить базовые бессознательные факторы — исцеление наступает, когда устраняются симптомы, т.е. при погашении неадаптивных и формировании желательных условных реакций.
   8. Центральным элементом исцеления выступает толкование (симптомов, снов, действий) — толкование не существенно, если оно само не выступает как невротическое действие пациента.
   9. Считается, что исцеление симптома ведет к образованию новых — исцеление симптома ведет к существенным улучшениям, т.к. на этой основе происходит также угашение вегетативных и двигательных рефлексов.
   10. Для успешного психотерапевтического процесса важен „перенос“ — связи с личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором, но они не являются принципиальными.
   
   Экспериментальное исследование признаков интроверсии — экстраверсии:
   Интеллект: не очень сильный разрыв IQ со словарным запасом (интроверсия) — сильный разрыв (экстраверсия).
   Ригидность восприятия: высокая — низкая.
   Настойчивость: высокая — низкая.
   Скорость: низкая — высокая.
   Отношение скорость/точность: низкое — высокое.
   Уровень притязаний: высокий — низкий.
   Межперсональная вариабельность: низкая — высокая.
   Социальная открытость: низкая — высокая.
   Вытеснение: слабое — сильное.
   Социальная позиция: мягкосердечие — жесткость.
   Роршах–диагностика: высокое B% — высокое D.
   ТАТ: низкая продуктивность — высокая.
   Обусловливание: сильное — слабое.
   Реминисценция: низкая — высокая.
   Фигурное последействие: малое — большое.
   Реакция нагрузки: сверхактивность — вялость.
   Порог успокоения: высокий — низкий.
   Константность восприятия: низкая — высокая.
   Оценка времени: дольше — короче.
   Вербальное обусловливание: хорошее — плохое.
   Визуальные представления: оживленные — слабые.
   Инверсия объемных фигур: медленная — быстрая.
   Восприятие вертикалей: точное — неточное.
   Последействие спиралей: долгое — недолгое.
   Ошибки времени: малые — большие.
   Бдительность: высокая — низкая.
   Бесцельная моторная активность: малая — большая.
   Бесцельная мыслительная активность: малая — большая.
   Склонность ко лжи: нет — есть.

 



 

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]