Сирс (Sears) Ричард

ученый   Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) — американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953 г. профессор Станфордского университета. В 30–х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний („Level of aspiration“ (совм. с Levin K., Dembo T., Festinger L.), in: Hant J. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 86–92) и влияния неудач на процесс запоминания („Initization of the repression sequence by experienced failure“, „J. Exp. Psychol.“, 1937, 20, 570–580). Работал над проблемой агрессии — в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория „фрустрации–агрессии“, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия („Frustration and Agression“ (совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой — в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе („Survey of Objective Studies of Analytic Concepts“ (et al.), N.Y., 1943), — позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей („Patterns of Child Reading“ (совм. с Maccoby E., Levin H.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста („Relation of early sozialisation experiences to self–concepts and gender role in middle childhood“, „Child Development“, 1970, 41, 267–289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе — ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого — через подкрепление родителями — приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на „диадической системе“, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в „диадических ситуациях“, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Литература.

 



 

[главная страница][оглавление по алфавиту][оглавление по тематике]