Тема 11. Коммуникативные процессы

каток


   Общение.
   Общение — взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Обычно включает в себя четыре составляющие: предметное сообщение (о чем идет речь), самораскрытие (Я–сообщение), отношение к слушателю (мотив рассказа), призыв (что надо сделать). Нарушения общения вызывают изменения личности.
   В отечественной психологии проблемы общения рассматривались, прежде всего, в трудах А.А. Бодалева. Здесь были проанализированы феноменология, закономерности и механизмы общения. При этом межличностное общение трактовалось как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
   Демонстрационное поведение животных.
   Демонстрационное поведение животных (лат. demonstratio – показывание) — форма коммуникативного поведения животных, которая призвана информировать другие особи о физиологическом состоянии животного. Чаще всего встречается при запугивании и ухаживании. При этом может осуществляться демонстрация отдельных участков тела, покровных узоров. Происходит это за счет специфических поз и движений, которые выполняются с выраженной интенсивностью, а также за счет увеличение объема тела.
   Развитие общения в онтогенезе.
   Развитие общения в онтогенезе происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция — комплекс оживления. К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития.
   Выразительные движения.
   Выразительные движения — форма невербального общения, которая заключается в проявлении эмоциональных переживаний и намерений индивида в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.
   Генезис. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. Человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного „языка“ для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы).
   В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).
   Пантомимика.
   Пантомимика (греч. pantomimos – все воспроизводящий подражанием) — выразительные движения, которые заключаются в изменении походки, жестов, осанки и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Пантомимика мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.
   Контекст. Может сопровождаться мимикой.
   Жест.
   Жест — форма пантомимики, которая характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.
   Виды. В соответствии с классификацией жестов П. Экмана и У.В. Фризена на основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного), были выделены следующие виды жестов:
   — эмблемы–жесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы;
   — иллюстративные жесты–движения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические);
   — адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет);
   — регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения;
   — аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций.
   Мимико–жестовая речь глухих (греч. mimikos – подражательный) — форма общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор — рубить). Конструкция предложения в мимико–жестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем — его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица высказывания.
   Невербальные коммуникации.
   Невербальные коммуникации (лат. verbalis – устный и лат. communicatio – общаться) — форма общения, которая представляет собой поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.
   Виды. Выделяют следующие формы невербальной коммуникации:
   — паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание;
   — мимические выражения;
   — кинестезические выражения (поза, телодвижения);
   — движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);
   — проксемику (характеристики межличностной дистанции).
   По мнению А. Меграбяна, все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям (удовольствие — неудовольствие, возбуждение — отсутствие возбуждения, доминирование — подчинение).
   Речь.
   Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
   Язык — система знаков, которая служит коммуникативным целям и основана на универсальных правилах связывания этих знаков. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии служит средством общения, мышления и самоанализа.
   Фонематический слух (греч. phoneoma – голос, звук, речь) — форма слуха, которая представляет собой способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.
   В рамках концепции порождения речи А.А. Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания им рассматривался как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Последовательность этапов:
   — программирование грамматико–синтаксической стороны высказывания;
   — грамматическая реализация и выбор слов;
   — моторное программирование компонентов высказывания (синтагм);
   — выбор звуков;
   — выход.
   Артикуляция (лат. articulo – членораздельно произношу) — форма двигательного навыка, которая заключается в координации действия речевых органов при произнесении звуков речи. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.
   Обусловливание. Артикуляция осуществляется за счет работы речевых зон коры и подкорковыми образованиями головного мозга.
   Семантическая функция речи.
   Семантическая функция речи (греч. semanticos – обозначающий и лат. functio – исполнение) — функция речи, которая заключается в использовании речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий. При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе, сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями.
   В своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи:
   — субъект — действие (ребенок — играет);
   — действие — объект (приготавливать — еда);
   — субъект — объект (пожарный — огонь);
   — субъект — место (врач — больница);
   — действие — инструмент (резать — нож);
   — действие — завершение (вытирать — делать чистым);
   — причинные отношения (усталый — спать).
   Виды. В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже).
   Автономная речь (греч. autonomos – самоуправляющийся), проанализированная в исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, представляет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
   Эгоцентрическая речь (лат. ego – я и centrum – центр) — форма детской речи, которая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей — резко падает и практически исчезает после 7 лет.
   Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.
   Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной).
   Устная речь — речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.
   Письменная речь основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
   Экспрессивная речь (лат. expressio – выражение) — форма речи, которая процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь. Экспрессивная речь строится на основе активного словаря, представляющего собой некий лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания и который по объему меньше, чем пассивный словарь, являющийся основой импрессивной речи.
   Импрессивная речь (лат impressio – впечатление) — форма речи, которая представляет собой понимание устной или письменной речи. Основана на использовании пассивного словаря, который представляет собой лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь.
   При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.
   При выполнении целевых функций в структуре какого–либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.
   Абстрактная грамматика поведения.
   Абстрактная грамматика поведения (англ. abstract performance grammar) — конгинивная теория, созданная в рамках репрезентативного необихевиоризма Ч. Осгудом. Основана на положении, что когнитивные структуры, обеспечивающие интерпретацию воспринятых языковых предложений и порождение новых, основаны на долингвистическом опыте (как филогенетическом, так и индивидуальном), приобретенном в процессе адаптации поведения к различным аспектам окружающей среды. В результате исследований было показано, что глубинная когнитивная структура семантична и что она является общей для нелингвистического (перцептивного) и лингвистического каналов обработки информации. При этом считается, что слова презентируют вещи в силу того, что они представляют собой как бы сжатое повторение реальных действий с этими вещами.
   Субъективное семантическое пространство.
   Субъективное семантическое пространство (лат. subjectum – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) — система категорий индивидуального сознания, при помощи которой происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости используемых категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве. Это пространство получает свою характеристику в системе координатных осей (обычно на основе различных математических процедур, в частности при использовании факторного анализа), с помощью которых вычисляется расстояние между конкретными значениями.
   Образ мира — понятие, предложенное А.Н. Леонтьевым как методологическая установка, которая предписывает проводить исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития его познавательной деятельности. Это — многомерный образ мира, образ реальности.
   Гипотеза лингвистической относительности (лат. hypothesis – предположение и lingua – язык), разработанная Э. Сепиром и Б. Уорфом основана на предположении, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для категоризации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности.
   Критика. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно–перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все–таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие символические системы, например графику, трудовые навыки.
   Литература по разделу Коммуникативные процессы:
   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. 1965;
   Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. В 6–ти тт. т. 2, М.: Педагогика, 1982;
   Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991;
   Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958;
   Кириленко Г.Л. Проблема исследования жестов в зарубежной психологии / Психологический журнала. 1987, N 4, с. 138–147;
   Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977;
   Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969;
   Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974;
   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969;
   Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975;
   Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979;
   Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968;
   Тэн И., Дарвин Ч. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900;
   Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
   



 

[главная страница][краткое введение в психологию][тестирование знаний по психологии]