Тема 8. Внимание

зала


   Внимание.
   Внимание — когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.
   В психофизиологических исследованиях механизмов внимания показано, что внимание тесно связано с ориентировочным рефлексом и второй сигнальной системой.
   Свойства внимания. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
   Объем внимания показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.
   Виды.
   — произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;
   — непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.
   Существует ряд методик для изучения свойств внимания:
   — для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта;
   — для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона;
   — для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте.
   Антиципация.
   Антиципация (лат. anticipatio – предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.
   Анатомо–физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания (Е–волна) Г. Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно–центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.
   Модель с фильтрацией.
   Теория внимания, получившая название „модель с фильтрацией“, была разработана Д. Бродбентом. Это — одна из первых концепций избирательного внимания, которая Предполагает ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр, который работает по принципу все или ничего, в „канал с ограниченной пропускной способностью“, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную.
   Модель делителя.
   Другая теория внимания („модель делителя“) была разработана в рамках когнитивной психологии А. Трейсман. В соответствии с ней допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен не только на физические свойства сообщения, но и на семантические.
   Теория двух факторов активации.
   А. Роттенберг разработал теорию двух факторов активации. В рамках этой теории активация рассматривается как обеспечиваемая действием двух систем: ретикулярной активацией („кортикальная бдительность“) и лимбической активацией („эмоциональные реакции“), которые работают реципроктно.
   Нарушения внимания.
   Детская гиперактивность (греч. hyper – сверх + лат. activus – деятельный) — отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет.
   Обусловливание. Возникновение гиперактивности может быть обусловлено органическими поражениями центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно–мозговые травмы), генетическими факторами, приводящими к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
   Маниакальный синдром (греч. mania – влечение, страсть и syndrome – сочетание) — психопатологический синдром, который характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности.
   Литература по разделу Внимание:
   Бродбент Д.Е. Установка на стимул и установка на ответ: два вида селективного внимания / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М.: Изд–во МГУ, 1976;
   Джемс У. Внимание / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М.: Изд–во МГУ, 1976, с. 50–65;
   Справочник по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. М.: Медицина, 1974;
   Хомская Е.Д. (Ред.) Нейрофизиологические механизмы внимания. Хрестоматия. 1979.
   



 

[главная страница][краткое введение в психологию][тестирование знаний по психологии]