Тема 7. Построение движений

трамвай


   Построение движений.
   Анализ построения движений был предложен Н.А. Бернштейном (1896–1966), советским психофизиологом, создателем концепции физиологии активности. Построение движений реализуется за счет работы нескольких уровней, каждый из которых порождает целый спектр полноценных движений, а не отдельные качества одного движения, и определяется смысловой структурой действия, двигательным составом, комплексом афферентаций сенсорного синтеза, морфологическим субстратом. Существует два уровня: ведущий, на котором определяется смысл данной двигательной задачи и который подчиняет себе остальные уровни, и фоновый, на котором реализуются технические компоненты движения (тонус, иннервация, деиннервация, реципроктное торможение, сложные синергии).
   Принцип сенсорных коррекций (лат. sensus – чувство, ощущение и correctio – исправление) — использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи, вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность).
   Развитие движений в онтогенезе.
   Развитие движений в онтогенезе (греч. ontos – сущее + genesis – происхождение) представляет собой процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта, которая Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позо–тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем — по мере развития речи — происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11–14 годам.
   Формирование двигательного навыка.
   Формирование двигательного навыка определяется появлением способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля, которая В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.
   Координация движений (лат. со – с, вместе + ordinatio – расположение в порядке), которая обеспечивает управление работой отдельных мышечных групп при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве, при формировании двигательного навыка претерпевает видоизменения. При этом происходит овладение инерционными характеристиками двигающихся органов:
   — на начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов;
   — затем управление осуществляется за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце;
   — на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач.
   В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.
   Кривая упражнения — графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит — на основе обратной связи — коррекция начального состава действия. При формировании сложных действий кривая упражнения имеет участок (плато), на котором число ошибок не уменьшается и во время прохождения которого один тип психической регуляции сменяется на другой.
   Литература по разделу Движения:
   Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978;
   Бернштейн Н.А. Общая биомеханика. 1926;
   Бернштейн Н.А. Техника изучения движений;
   Бернштейн Н.А. О построении движения. 1941;
   Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1960;
   Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А.Н. Леонтьевым).
   



 

[главная страница][краткое введение в психологию][тестирование знаний по психологии]